«Справка о зонировании»

9 месяцев ago argmz Комментарии к записи «Справка о зонировании» отключены
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Справка на тему:

«Состояние работы, связанной с предоставлением земельных участков Государственному бюджетному учреждению «Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» на соответствующем вещном праве; проблемы и пути их решения».

 

ГБУ «Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (далее также – музей-заповедник; Учреждение) создан Постановлением Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. № 388 путем словесного описания внешних границ территории Учреждения.

06.02.2009 г. было издано распоряжение Президента Чеченской Республики, Героя России Р.А. Кадырова за № 24-рп «Об утверждении состава рабочей группы по организационному и правовому обеспечению соблюдения целевого назначения и режима земель Аргунского музея-заповедника», в качестве одной из задач которой определена подготовка предложений о первоочередных мерах по организации и обеспечению проведения работ по кадастровому учету границ музея-заповедника.

Во исполнение распоряжения от 06.02.2009 г. № 24-рп, обоснование территории музея-заповедника в границах, утвержденных вышеуказанным Постановлением Совета Министров ЧИАССР, было поручено специалистам Пятигорского института геодезии и картографии и ООО «Геострой», обследовавшими в этих целях территорию протяженностью более 300 км. и площадью 240 000 га.

В результате проведения данных работ изготовлен межевой план, границы и площади земельных участков в пределах внешних границ музея-заповедника, определенных согласно действовавшей в ЧР на тот период времени условной системе координат 1942 г., уточнены и согласованы с главами администраций 5-ти муниципальных районов (их общая площадь составила 233,8 тыс. га).

По результатам кадастрового учета Филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по ЧР изготовлен кадастровый паспорт земельных участков Учреждения, согласно которым они отнесены к землям особо охраняемых территорий и объектов.

В данной связи одна из проблем заключается в том, что в состав указанной территории включены и земли иных категорий: населенных пунктов,  сельскохозяйственного назначения, а также земли, занятые лесным фондом. В то время как ст. 6 Лесного кодекса РФ относит леса к землям лесного фонда и землям иных категорий, ст. 94 Земельного кодекса РФ относит такие земли к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Следующая проблема заключается в том, что с момента создания музея-заповедника его территория не определена в установленном законодательством порядке, вопросы землепользования на данной территории остаются не урегулированными, а земельные участки, образующие его территорию, не предоставлены Учреждению на соответствующем вещном праве.

Тем самым нарушено требование нормы статьи 26.1 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», в соответствии с которой музею-заповеднику предоставляются земельные участки, на которых расположены достопримечательные места, отнесенные к историко-культурным заповедникам, или ансамбли; территорией музея-заповедника являются вышеуказанные земельные участки и иные земельные участки, предоставленные ему в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.

При рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к территории музея-заповедника в целях последующего закрепления их за Учреждением на соответствующем вещном праве, необходим как учет категории данных земельных участков, так и иных обстоятельств, в том числе зонирование территории, нашедшей отражение в вышеуказанном межевом плане.

Данное суждение вытекает из анализа действующего законодательства РФ.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ подразделяет земли в РФ на семь категорий, в том числе на земли особо охраняемых территорий и объектов.

Исходя из взаимосвязи пунктов 1 и 2 статьи 94 и пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса РФ, земельные участки в пределах границ музея-заповедника относятся к землям историко-культурного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением.
       Зонированием территории является ее разграничение с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования. Организация зонирования земель на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Основой для издания приказов о кадастровом делении территории служат проект (схема) зонирования земель, содержащий анализ ранее проведенного «кадастрового зонирования» территории и предложения по уточнению (изменению) прохождения границ сформированных кадастровых кварталов, а также предложения по прохождению границ кадастровых кварталов, формируемых из территорий, на которых ранее не проводилось кадастровое зонирование.

Проект (схема) зонирования земель утверждается представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается исполнительными органами власти областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения). Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель, является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за

счет бюджетных средств.

Нормы о зонировании территорий имеют ключевое значение при определении правового режима земель, который, в свою очередь, играет решающую роль в вопросе об ограничениях прав на земельные участки.

Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса, один из которых состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны, другой — в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков и всего того, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в земельном законодательстве принято называть территориальными зонами, под которыми подразумевается часть территории, характеризующаяся особым правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным и другими видами законодательства.

Территориальная зона признается объектом землеустройства (ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»), сведения о которой должны содержаться в государственном земельном кадастре.

Территориальная зона может включать в себя земельные участки, относящиеся к разным категориям земель, либо территориальная зона может относиться сразу к землям 2-х и более категорий, что следует из анализа ст. 85 ЗК РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к самым разным территориальным зонам.

При этом часть 3 статьи 34 ГрК РФ устанавливает, что границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Правовой режим земель нельзя определять, основываясь исключительно на нормах о категориях земель. Ведущая роль норм о зонировании территорий является очевидной, так как они определяют правовой режим территориальных зон независимо от их принадлежности к той или иной категории земель. К какой бы категории ни относились соответствующие земли, их правовой режим един, поскольку он определяется не столько нормами ЗК РФ о делении земель на категории, сколько нормами о зонировании территорий, содержащимися в Водном кодексе РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и других специальных законодательных актах.

Типовой режим зон охраны памятников истории и культуры установлен Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры от 24 января 1986 г.

В состав земель особо охраняемых территорий и объектов включены охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, а также водоохранные зоны и зоны охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 95, п. 4 ст. 99 ЗК РФ).

По информации регионального органа по охране культурного наследия ЧР, в течение 5 лет спроектированы зоны охраны более чем 40 объектов культурного наследия, расположенных на территории музея-заповедника, но из-за отсутствия землеустроительной документации эти сведения не внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Порядок установления территориальных зон, виды и состав территориальных

зон предусмотрены ст. ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.

Границы и правовой режим территориальных зон фиксируются в документах градостроительного зонирования (ст. 39 ГрК РФ), к которым относятся правила землепользования и застройки, включающие в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Данные документы утверждаются и изменяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Одним (и основным) из документов зонирования является градостроительный регламент, предусматривающий особенности использования и охраны находящихся в границах территориальных зон земельных участков и всего, что находится над и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В градостроительном регламенте территориальной зоны должны содержаться перечень видов разрешенного использования, параметры застройки и другие ограничения в использовании земельных участков и объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

видов территориальных зон;

       требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента не распространяется, в частности, на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

При отнесении земельных участков к территории музея-заповедника необходимо исходить из приоритета сохранения объектов культурного наследия и учета нормы ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 7З-ФЗ«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которая относит к таким объектам не только архитектурные памятники, строения и сооружения, но и объекты археологического наследия, достопримечательные места, иные объекты с исторически связанными с ними территориями, и т.д.

В ведении музеев-заповедников находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория.   По своим функциям они являются комплексными учреждениями и призваны сохранять в неприкосновенности как архитектурные, археологические и мемориальные памятники, так и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на этих территориях населения.

Одним из направлений по формированию такой системы должны стать работы по совершенствованию деятельности уже образованных музеев-заповедников. Процесс наиболее интенсивного образования их пришелся на 1980 е – начало 1990-х гг., но недостаток финансовых средств, проблемы законодательного и нормативного правового регулирования не позволили в полном объеме реализовать задуманные проекты.

Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации (размещена на официальном сайте Минкультуры России (http://mkrf.ru/documentations/583/) в качестве первоочередных действий по устранению указанных и других недостатков предусматривает следующие меры:

-определение границ музеев-заповедников;

-осуществление разработки и необходимых согласований по установлению режимов содержания их территорий;

-отнесение территории музеев-заповедников в предлагаемых границах к историко-культурным заповедникам в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

-передачу музеям-заповедникам земли в границах историко-культурных заповедников и находящихся на их территориях объектов культурного наследия соответственно в постоянное (бессрочное)пользование и оперативное управление;

-обеспечение проведения работ по землеустройству земельных участков в границах территорий музеев-заповедников;

-проведение работ по определению у музеев-заповедников своей территории.

Внешние границы музеев-заповедников целесообразно устанавливать на основе исторически обусловленных границ объектов культурного наследия и по естественным ландшафтным рубежам, включающим культурный ландшафт сохраняемого исторического места. Территорию следует формировать единым массивом, не разбивая ее на отдельные заповедные зоны (за исключением необходимости сохранения объектов наследия на разрозненных участках);

-в случаях, когда на выделенной для музея-заповедника территории имеются разные землепользователи, стремиться к сохранению единой территории учреждения, регулируя отношения с землепользователями установлением дифференцированных режимов охраны ее отдельных участков, соблюдением ими режимов сохранения объектов наследия и осуществлением совместной деятельности по поддержанию исторического облика культурных ландшафтов, возрождению традиционного для данной территории хозяйства и природопользования.

Государственная стратегия исходит из того, что музеям-заповедникам необходима территория, достаточная для ведения деятельности по сохранности в полном объеме комплексов объектов культурного наследия, культурных ландшафтов и исторически обусловленного пространства. При этом не вся указанная территория должна принадлежать музею-заповеднику.

Практика свидетельствует, что доказать принадлежность земельного участка к той или иной категории бывает сложно. В таких условиях решающую роль приобретает позиция государственных и муниципальных структур, в зависимости от которой земельные участки признаются землями определенной категории.