(Пока оценок нет)
Загрузка...

Башни Хаккой (Лекция №2)

3 месяца ago argmz Комментарии к записи Башни Хаккой (Лекция №2) отключены

История

Чеченский тайп Хаккой относится к тукхуму Шуотой. Многие авторы отождествляют Хаккой и Шуотой как одно целое.

Хаккойцы более чем тысячи лет назад заселили пространство называемое Хьаккой-мохк в Аргунском ущелье и имеют все символы и признаки чистого чеченского тайпа — башенные комплексы, территорию, горную систему Хьаккой-лам, которая охватывает пространство от села Шатой до села Дачу-Борзой, между реками Чанты-Аргун и Шаро-Аргун, до их слияния.

Согласно устным народным преданиям Хаккойцы считают себя союзниками фратрии Орстхой и потомками древней цивилизации Шема.

Территориально тайп Хаккой расположен в с. Шатой, Хаккой Шатойского района в самом центре Аргунского ущелья.

Аргунское ущелье — одно из крупнейших по протяженности ущелий Кавказа, расположено в самом центре Чечни. С древнейших времен Аргунское ущелье было важнейшей дорожной артерией. Через него проходили оживленные межгосударственные пути в Грузию, Дагестан, Осетию. Именно через земли Шатойцев по Аргунскому ущелью, наряду с Дарьялом, проходил путь из Европы в Азию, из России в Закавказье и Переднюю Азию. Русские посольства и торговые миссии следовали в Грузию, вплоть до конца 18 века.

Шуотой отличались своей высокой духовной культурой, благородством, гостеприимством, достоинством и верностью данному слову. По Вайнахской традиции, идущей из глубин веков, Шатойцев называют социальным термином Эли (князья), возвышая над традиционной общинной верхушкой, выделяя из нее.

Исходя из хронологии архивных данных, 17 января 1857 года войсками полковника Мищенко аул «Хако» — Хьакко был завоеван, после длительных, кровопролитных боев. 9 августа 1858 года генерал-лейтенантом Евдокимовым на месте аула «Гекки» — Хьакко заложена крепость Шатой, как царское укрепление против горцев, вследствие чего 9 августа 1858 г является датой образования села Шатой.

Сей факт отражает в своем романе «Пламенные годы» Халид Ошаев:

«Как всегда, при въезде на Шатоевское плато, Ахмат взглянул направо. На диком утесе у самого обрыва, как молчаливые часовые, сторожившие теснину, высились две старинные башни. Это была извечная родина его предков. Слева от ущелья разлегся хребет горы Хьаккой-лам — родовая гора тайпа Ахмата. На плато, образовавшееся при слиянии Вярды-Ахк с Аргуном, обнесенное высокой каменной стеной лежало село Шатой — бывшее царское укрепление в глуби гор. Построено оно было на месте разрушенного родового аула тайпа Хаккой, где жили деды Ахмата.»

Писатель Шима Окуев в своем романе трилогии «Юьхь», «Ц1ий, латтий», «Т1аьхьара верас» также отразил строительство крепости Шатой на месте разрушенного аула Хакко и борьбу Хаккойцев с царским самодержавием и их приспешниками за свои исконные родовые земли.

Именно эти писатели отражали истину, на которую следовало бы опираться людям творящим историю, ибо написанная и сказанная правда воздастся и в глазах Аллаха и нашего великого народа.

Согнанные царскими сатрапами из аула Хьаккой-г1ала, наши предки спустились в равнинные села Чечни, мухаджирами ушли в Турцию, некоторое количество поселилось на горе Хьаккой-лам, образовав хутора, а оставшиеся переселились на свои уделы за Аргуном, в местечках Хаьндаха, Юкъера-Хаьндаха, Зик-мохк, Тевзана и по хребту Хаьлкин-дукъ.

Из-за оползней обширной территории Зик-мохк, Хаьндаха, Юкъера-Хаьндаха, центральная часть вновь созданного селения была перенесена к божественной вершине Ц1а-гуне, вследствие чего за новым поселением закрепилось название Ц1а-гуной.

Известный писатель, историк и этнограф Ахьмад Сулейманов описывает данное название — «Цая (Божества)» — левый берег Чанты-Аргуна, западная сторона селения Шуьйта. Здесь, вероятно, до заселения этого места действовало святилище, посвященное божеству «Ц1У».

Таким образом на древней территории Хаккой находилось несколько культовых сооружений, посвященных Ц1У.

  1.  — на западном гребне «Хьалкин-дукъ», получившее название «Ц1овн-гуние» / 868 м над у.м. / в 3-х км к западу от селения Шуьйта.
  2.  — Ц1ен-дукъ, культовое место, которое находилось на востоке, в районе горы Хьаккой-лам.
  3.  — Ц1е-МА, древнее культовое место и аул с таким названием были расположены на самом гребне горы Хьаккой-лам хребта Б1ан-дукъ.

Обращает на себя внимание то, что по звуковому и смысловому составу этноним божества «Ц1У» совпадает с одним из элементов духовной культуры Древней Греции «Ц1елли» (свет) — название самого почитаемого угла, места в храме.

По словам старейшин тайпа Хаккой эти древние культовые памятники являлись местом поклонения и просьб к Всевышнему в период язычества. В народе утвердились легенды и были об этих священных культовых местах: «Цигахь дехнарг Дала луш ду.»

Старейшины рассказывали, что Эсет, сестра нашего Устаза, святого праведника Кунта-Хаджи, посетила наш горный край. Эсет, выехав в зимнее время на санях из соседнего села Сюжи, велела остановиться у вершины Ц1ав-гуне и сказала встречающим ее жителям села: «Хьаккой, кхузахь дехнарг Дала лур ду шуна» (Хаккойцы, то что вы будете просить здесь у Всевышнего, Он даст вам) — указывая на святость данного места…

Исходя из топонима этого священного культового места, близлежащее Хаккоевское село было названо Ц1ав-гуне.

После падения царского самодержавного режима, Хаккойцы из Ц1ав-гуне переселились на территорию своего главного тайпового аула Хьаккой-г1ала, названного крепостью Шатой.

В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета ЧИАССР, село Цогуной было переименовано в село Хаккой, в честь села Хьаккой-г1ала, уничтоженного царскими сатрапами для возведения крепости Шатой, форпоста колонизации горцев Аргунского ущелья.

Уважаемый нами, как истинный патриот Чеченского народа, Мамакаев Магомет Амаевич, с подачи лжеинформаторов, в своей книге «Чеченский тайп (род) в период его разложения», необоснованно исказил названия коренных Чеченских тайпов:

«Хьаккой (он же Ц1оганхой), а также… Зумсой (он же Буг1арой)». В последующем все писатели и историки, за исключением некоторых, не вникая в суть и в глубину топонимики, копируют эту работу.

Да должно быть известно нашим «светилам науки», изучающим глубины истории Вайнахов, ни в природе, ни в Чеченской истории «тайп Ц1оганхой» не существует.

Один из крупнейших Чеченских тайпов, тайп Зумсой Мамакаев Магомет Амаевич приписывает к Буг1арой, хотя любой житель Аргунского ущелья знает, что село Буг1арой относится к обществу Ч1инхой и там проживают ч1инхойцы. Таких примеров необоснованности в данной книге десятки.

Наверное, это лжеинформаторы виновны в том, что некоторые писатели и журналисты обнаруживают необъективность и научную несостоятельность в своих книгах, посвященных краеведению.
К сожалению, у нас есть и «ученные» деятели, которые фальсифицируют факты, события, названия топонимов, этнонимов и пытаются вписать себя и свой род в искаженные ими страницы истории чеченского этногенеза. Историю надо писать исключительно чистыми руками, не искривляя реальность, не подтасовывая факты.

Тайп Хаккой имеет свою неповторимую историю, которая уходит к древним истокам Вайнахов, к временам Пророка Ноя.

Представители тайпа Хаккой проживают в более 20 населенных пунктах Чечни. А также в Грузии, Ингушетии, Осетии, Кабарде, Адыгее, Дагестане с незапамятных времен. Но сохранили в своей памяти знания о том, что они принадлежат к древнему Вайнахскому тайпу Хаккой.

Свидетелями прошедших времен являются башни — величайшее достижение мировой архитектуры и гордость горцев.

Отреставрированная башня Хаккой
Башни Хаккой до 1914 г

Старинная башня на левом берегу Аргуна в 1 км к северо-западу от Шатоя — «Хьаккойн г1ала» отреставрирована. Башня пяти этажная, с пирамидально-ступенчатой кровлей. Северо-восточная стена имеет дверные проемы на уровне 2 и 3 этажей с округлыми арками, а также окно на уровне 4 этажа. Вторая башня на этом утесе была разрушена еще в 1914 году войсками, стоявшими в крепости Шатой из пушек прямой наводкой.

Также на расстоянии 1 км от этих двух башен на левом берегу Аргуна, напротив нынешнего Шатойского РЭС стоял башенный комплекс Т1унжаха-г1ала, уничтоженный пушечными ударами царских войск в 1857—1858 гг. По рассказам старейшин боевые и сигнальные башни были расположены вдоль горы Хьаккой-лам по Аргунскому ущелью до слияния рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун.

Эти башенные комплексы, а также сигнальные башни в аулах Лаха-Чолханчу, Лакха-Чолханчу, Ц1е-Ма и Хаскхаьл-дукъ, сыграли большую роль при нашествии Орды хромого Тимура. Здесь, на горе Хьаккой-лам, с несметными полчищами хромого Тимура вступили в бой Хаккойцы во главе с Калуо. Сигнальные костры на башнях оповестили о настигшей беде. Боевые отряды Чеченцев — горцев шли на помощь осажденному форпосту. В неравной борьбе с многократно-превосходящими силами врага ряды защитников Отчизны стали иссякать и в это время пришла помощь из общества Зумсой во главе с Идигом (Ир-дигом). Вождь защитников Калуо, весь израненный и обессиленный передал свой обагренный кровью врагов меч полководцу из Зумсоя Идигу со словами: — «Мой брат — этот меч должен разить врагов пока в бою не будет убит последний гяур!»

Чеченские илли (былинные песни), сопровождаемые музыкой дечиг пондура подымала раненных и обессиленных защитников на бой и они дрались с удвоенной энергией. Нашествие врага было отбито. Так гласят легенды и устные преданья, передаваемые нашими предками из поколения в поколение. С тех пор, по рассказам старейшины Эспиева Шамада из Зумсоя, которому в момент передачи этой информации было за 100 лет, Хаккойцы с большим уважением, по братски, относятся к Зумсойцам за эту неоценимую братскую помощь, оказанную нам в тяжелый период борьбы с завоевателями.

В 70-х годах в Советском районном доме культуры, выступая перед собравшимися жителями района, наш известный этнограф Ахьмад Сулейманов рассказывал, что Хаккойцы первыми встретились в неравном бою с полчищами хромого Тимура на горе Хьаккой-лам и, до подхода основных сил помощи, сдерживали натиск врага. Больше половины защитников пали смертью храбрых. Здесь же Ахьмад Сулейманов сообщил, что у него есть большой материал на эту тему, который готов представить людям, интересующимся данной тематикой.

Просмотры

Related Posts

Слово о семье

argmz 3 месяца ago
Маленький рассказ о роли семьи в жизни человека… У чеченцев считается, что семья это главная опора в жизни. И чем она больше, тем опора сильнее. Возможно, поэтому в чеченских... Read More

Вайнахские башенные комплексы

argmz 3 месяца ago
Вайнахские башенные комплексы. Представители разных культур называют их по разному, «исполины гор», «стражи неба» «часовые истории Кавказа». Б1ов, так их называют сами чеченцы… Самобытность вайнахского национального характера, условий его... Read More



Внимание! Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, пожалуйста, покиньте сайт.
Hello. Add your message here.