(Пока оценок нет)
Загрузка...

Башенные комплексы

3 месяца ago argmz Комментарии к записи Башенные комплексы отключены

Сергей Новиков и Валентина Алёхина посетили Чечню. Путешествуя по Чеченской Республике они собирали бесценную информацию о культуре, традициях чеченского народа, и по возвращению домой выложили в СМИ чудесные фоторепортаже о Чеченской Республике пожалуй одни из самых полных и лучших репортажей.

Чечня : тайные знаки вайнахских башен

Петроглифы, магические знаки на  башенных  постройках и склепах широко распространены в горной Чечне , в том числе в ущелье реки Аргун.

Многие памятники древнего вайнахского зодчества, в том числе в районном селе Итум-Кале на Аргуне (на фото), совсем недавно отреставрировали. Потемневшие от времени и поросшие рыжим мхом камни на известковом растворе причудливо сочетаются с новыми, пока ещё идеально серыми от природы, которые держатся на цементе.

Знаки на камне никогда не повторяются, хотя по сюжетам они не очень разнообразны. Их высекали не спеша, помещали на видных местах, большей частью у дверей, окон, на угловых камнях. Такие изображения делались сразу после окончания всех строительных работ и позже, в связи с различными событиями. Яркое тому подтверждение можно обнаружить в краеведческом музее имени Хусейна Исаева, устроенном в Пакочском замке на южной окраине села Итум-Кале.

Ни христианство, ни пришедший позже ислам не могли поколебать веру чеченцев и ингушей в чудодейственную силу символов на камне, что подтверждает непрерывность появления петроглифов с XII по XVIII век. Почти все они должны были помогать горцам в их трудном быту – это были своеобразные моления, обереги, просьбы, исполненные с надеждой на полноту жизни.
Часто камни с петроглифами оказываются даже древнее самих башен и отличаются от последних уровнем обработки. Эти камни считались священными, а потому их переносили из разрушавшихся строений в новые.
Реставраторы, занимавшиеся восстановлением Пакочского замка в 2010-2011 годах, поступили точь-в-точь как их предки – перенесли в обновленный замок камни из разрушенных башен Итум-Калинского района.
Росписи встречаются не только на жилых, но и на боевых башнях, например, на второй боевой башне на хуторе Дёре в ущелье Тазбичи в Итум-Калинском районе.

А так выглядит первая боевая башня в том же чеченском поселении.

К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся солярные знаки (например, этот, запечатленный на стене отреставрированной боевой башни в чеченском селе Шарой). Это связано с культом Солнца – одним из древнейших на Кавказе. Среди нахов этот религиозный культ был распространён, вероятно, ещё со III-II тысячелетия до нашей эры.

Культ единого бога-вседержителя – всемогущего Дела – существовал у чеченцев ещё до принятия христианства в раннем Средневековье. Он благополучно дожил и до принятия ими ислама.
К древнейшим солярным знакам, которые помимо Кавказа были распространены в Древнем Египте, Передней Азии и Средиземноморье, относятся крест, крест в круге и свастика. Крест как оберег встречается на многих башнях в Ингушетии и Чечне (например, в селе Химой Шаройского района), как бы преграждая вход всему враждебному.

Руины исторических памятников в обеих республиках соседствуют с современным жильём и представителями местной фауны.

У вайнахов свастика была символом вечной жизни и универсальным оберегом, а ее загнутые концы символизируют движение солнца по небосводу. Классическая прямоугольная свастика выгравирована над дверным проёмом жилой башни в селе Химой – центре Шаройского района на стыке границ Чечни, Дагестана и Грузии.

У чеченцев и ингушей свастика до сих пор используется как “каркас” для написания различных мусульманских формул на могильных камнях-чуртах. Яркий тому пример – чурты с мемориала жертвам сталинских репрессий, построенного в Грозном в годы правления Джохара Дудаева.

Быстро вращаясь, свастика превращается в спираль, в которой, как в лабиринте, запутывается нечистая сила. Если кресты и свастики наносили в основном на арочные камни дверных проёмов, то спирали изображали на угловых камнях башен, что демонстрирует этот снимок, сделанный в Химое.

Башни в ущелье реки Шаро-Аргун ещё ждут своих исследователей.

Среди петроглифов встречается и сильно упрощённое изображение коня – животного, которое вайнахи связывали с культом Солнца – божества, передвигающегося по небу в колеснице, запряжённой золотыми конями. Наверное, именно этому мифу посвящён петроглиф на Эткалинской башне в ущелье Тазбичи в Итум-Калинском районе, запечатлевший колесо, лошадь и человека.
Чеберлой, историческую область на юго-востоке Чечни, можно без преувеличения назвать заповедником петроглифов. Это ощущение усиливается безлюдностью здешних поселений. Так, все старинные башни и сакли села Хой Веденского района стоят заброшенными после выселения чеченцев в 1944 году, люди живут только в пяти коттеджных домах, построенных совсем недавно.

Среди петроглифов Чечни и Ингушетии довольно много рисунков, напоминающих знаки письменности, как и этот, из села Хой. За пределами этих двух республик они неизвестны.
Однако считать петроглифы буквами или знаками слогового письма нельзя (Пакочский замок, село Итум-Кале).

Возможно, некоторые из них выражали какую-то законченную мысль, то есть являлись пиктограммами. Многие из подобных рисунков могли быть тамгами – родовыми знаками (село Хой).

Фамильные знаки обязательно размещали на арочных камнях нижних дверных проёмов или просто на фасаде родовой башни. Такими знаками могли быть любые изображения, в том числе грузинские или греческие буквы, стилизованные фигуры животных или другие рисунки (село Хой).

Знаки рода должны были напоминать гостям о древности семьи, которая жила в башне (некрополь Цой-Педе в Итум-Калинском районе Чечни).

В свою очередь гости вырезали свои тамги на деревянных элементах конструкции башни (село Хой).
Петроглифы в виде раскрытой ладони встречаются во всех исторических областях горной Чечни, а также у соседних народов, например, у хевсур. На эткалинской башне в ущелье Тазбичи (Итум-Калинский район Чечни) ладошка изображена дважды – в левом нижнем и правом верхнем углах оконной “рамы”.
Изображение ладони символизировало и власть, и собственность, и созидающее начало, и автограф мастера-строителя (хутор Эткали в ущелье Тазбичи).

Закончив строительство башни, мастер обводил контур своей ладони и ударами небольшого зубила высекал его. Чаще всего на камнях изображены левые ладони – увековечивать их было проще. Современный реставратор Пакочского замка в селении Итум-Кале не стал изобретать ничего нового, разве что добавил к рисунку своё имя.

Совсем другой – гораздо более поздний – пласт культуры представляют арабские надписи, выполненные на стенах мечетей и, реже, жилых башен. На стенах этого сооружения в селе Химой Шаройского района отчётливо читаются арабские слова “это” и “замок”.

На боевых башнях Ингушетии – например, в  башенном   комплексе  Эгикал в Джейрахском районе – часто встречается схематическое изображение человека с расставленными в стороны руками и ногами.
Это знак Голгофы, который появился здесь под влиянием христианства, принесённого в домонгольские времена миссионерами из Грузии.

При подготовке материала использованы работы учёных Владимира Марковина и Лечи Ильясова.

Просмотры

Related Posts

Жилые башни

argmz 3 месяца ago
Жилая   башня  нахов – г1ала, начинает формироваться еще в X–XIII веках. Жилые   башни  этого периода от более ранних отличаются вертикальной планировкой, планами, близкими к квадрату, большим количеством... Read More

Озера Чеченской Республики

argmz 3 месяца ago
Галанчожское озеро (чеч. ГIалайнчIожан-Іам) находится в горной Чечне , на северных отрогах Скалистого хребтом Юкерлаш, в верховьях, в верховьях бассейна реки Гехи. Расположено на правом склоне долины реки Осу-хи,... Read More

О Аргунском музее-заповеднике

argmz 3 месяца ago
Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник образован Постановлением Совета Министров ЧИ АССР от 15 ноября 1988 г. №388 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 июня 1988... Read More

Боевые башни

argmz 3 месяца ago
Наивысшего расцвета архитектура чеченцев достигла в специальных оборонительных сооружениях –  боевых   башнях . До нашего времени в горной Чечне в различном виде сохранилось более 200  боевых   башен... Read More



Внимание! Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Если вы не хотите предоставлять эти данные для обработки, пожалуйста, покиньте сайт.
Hello. Add your message here.